Изучив информацию данного раздела, Вы узнаете основные принципы экономичного вождения, которые помогут Вам:
  • Меньше уставать во время рейса;
  • Повысить безопасность выполнения рейсов;
  • Уменьшить нагрузку на транспортное средство во время рейса;
  • Снизить затраты на топливо и обслуживание автомобиля.
Эффективное управление ТС
Экономичное вождение. Влияние на Компанию
Экономичное вождение — это определенный стиль управления автомобилем. Включает в себя список рекомендаций по управлению автомобилем, соблюдение которых позволяет оптимизировать перевозки. А именно:
28%
топливо
8%
ремонт
4%
шины
важно
Придерживаясь экономичного стиля вождения, водитель может влиять на переменные издержки Компании, тем самым, сокращая затраты без потери времени в пути.
Основы экономичного вождения – это:
  • 1
    Предусмотрительный стиль вождения
  • 2

    Движение с оптимальной скоростью

  • 3

    Использование моторного тормоза

  • 4

    Оптимальный запуск и начало движения

  • 5

    Отказ от прогрева двигателя на холостом ходу

  • 6

    Глушение двигателя при длительной остановке

  • 7

    Поддержание оптимального давления в шинах

  • 8

    Учет особенностей движения в подъём

  • 9

    Ускорение во время движения

Подробнее о факторах, влияющие на экономичность вождения:
Силы сопротивления
Во время движения на автомобиль действуют силы сопротивления, на преодоление которых затрачивается мощность двигателя.

Придерживаясь принципов экономичного вождения, можно уменьшить воздействие этих сил на автомобиль, тем самым снизив расход топлива и износ узлов и агрегатов автомобиля.
Влияющие факторы:
  • Полная масса сцепки
  • Состояние шин
  • Углы установки колес
  • Скорость
Сопротивление качению
Влияющие факторы:
  • Лобовое сопротивление
  • Кузов
  • Спойлеры
  • Скорость
Сопротивление воздуха
Влияющие факторы:
  • Вес
  • Угол подъема
  • Скорость
Сопротивление на подъеме
Влияющие факторы:
  • Вес
  • Ускорение
  • Другие факторы
Сопротивление при ускорении
Пример:
При скорости 50 км/ч от общей мощности двигателя в 410 л.с. на преодоление сопротивления воздуха затрачивается 60 л.с., а при увеличении скорости до 90 км/ч сопротивление воздуха «съедает» уже 110 л.с.
На расход топлива значительное влияние оказывает сопротивление воздуха. Чем выше скорость движения, тем больше сопротивление воздуха. При увеличении скорости после 80 км/ч сопротивление воздуха увеличивается кратно.
Сопротивление воздуха и расход топлива
  • Правильно установленные спойлеры помогают снизить сопротивление воздуха, что приводит к снижению расхода топлива до 10%. Если края спойлера находятся на одной воображаемой прямой с боковыми стенками п\п, то спойлер установлен правильно. Регулируй верхнюю границу спойлера так чтобы она была чуть ниже верха п/п.
  • Неправильно установленные спойлеры, а также установка дополнительных внешних элементов значительно ухудшат аэродинамику, сопротивление воздуха будет увеличено, а это приведет к дополнительному расходу топлива.
  • На подъёме включай половинки раньше, если вес груза больше 15 т.
  • Если А/М садится — переключай без половинок или через передачу.

Практические советы:

  • 1

    Своевременно проверяйте давление в шинах. При проверке давления обратите внимание на высоту рисунка профиля, наличие повреждений шин, чужеродных тел, неравномерного износа шин.

  • 2

    Держи давление на рулевой оси 7,5 атм, ведущей оси 7,5−8 атм, осях п/п 8,5 атм.

    Поддерживайте равномерную оптимальную скорость движения. Избегайте резких ускорений и замедлений без необходимости.

  • 3

    При весе груза до 10 т. используй интенсивный разгон, если это позволяет характер груза.

  • 4

    Учитывайте аэродинамическое сопротивление, погодные условия, состояние дорожного полотна.

  • 5

    Избегайте ненужных разгонов и торможений. Движение должно быть плавным и равномерным.

  • 6

    При завершении подъема при достаточном запасе инерции, убирайте ногу с педали газа перед вершиной подъема. Используйте рельеф местности для сохранения силы инерции (накат).

  • 7

    Следите за показаниями тахометра. Меньше оборотов — меньше расход топлива.

  • 8

    Круиз-контроль лучше поддерживает постоянную скорость. Не используйте максимально разрешенную скорость.

  • 9

    При движении в пробке используй механику, при остановке выключай передачу.

  • 10

    После остановки исключай работу двигателя более 30 сек.

  • 11

    После стоянки в летний период разрешается начинать движение без прогрева двигателя, в зимний период — по достижению температуры охлаждающей жидкости 30 °C.

  • 12

    Производи загрузку груза так чтобы отношение нагрузки на оси тягача и п/п было кратно 2−2,5.

Пример:

Для 40-тонной «сцепки» при разнице в скорости между 80 км/ч и 90 км/ч выигрыш по времени составит не больше 8 минут. При этом тормозной путь на сухом покрытии с реакцией водителя в 1 секунду с 80 км/ч составит — 55 м, а с 90 км/ч — 66,7 м