Базовые правила эффективного управления ТС
Пять базовых правил, соблюдая которые вы сможете эффективнее управлять транспортным средством.
Выбирайте способ управления ТС в зависимости от веса груза и расположения груза.
Например, управляя пустым автомобилем или авто с загрузкой до 10 т, применяйте интенсивный разгон ТС:
  • Если ТС с АКПП (робот, МБ, КАМАЗ), выдерживайте обороты ДВС в диапазоне 1100−1450, чтобы помогать АКПП переключаться в ручном режиме.
  • Если ТС с механической КПП (МАН), старайтесь также выдерживать обороты ДВС в оптимальных границах. При этом до 7 передачи не используйте «половинки» (пропуски передач).
При загрузке транспортного средства более 10 т применяйте спокойный плавный разгон ТС, также выдерживая оптимальный диапазон оборотов ДВС. Так увеличивается время разгона, но расход остаётся в допустимых рамках. Также нагрузка на агрегаты ТС будет снижена.
Соблюдайте скоростной режим
  • 1
    На ровных участках дороги используйте круиз-контроль, если позволяют погодные условия и рельеф дороги.
    Максимально используйте тяговые возможности двигателя, держите обороты в начале зеленой зоны тахометра — это 1100—1200 об/мин. Максимальный крутящий момент ДВС достигается уже с 1100 оборотов в минуту в зависимости от а/м. Снижать обороты ниже 1000−1100 об/мин также не рекомендуем.
  • 2
    Поддерживайте постоянную скорость движения до 80 км/ч.
    Зависимость расхода топлива от скорости движения нелинейная, так как силы сопротивления качению возрастают прогрессивно. При движении свыше 80 км/ч значительно увеличивается расход топлива.

    Опыты показали: превышая скорость, вы не приедете в пункт назначения намного раньше. Почему? Возьмем для примера идеальные условия на дороге — ровная дорога, отсутствие помех движению. В этом случае при движении со скоростью 80 и 85 км/ч выигрыш во времени на 100 км пути — всего 4 минуты. В реальных условиях движения средняя скорость вырастет незначительно, и экономия времени за рабочий день (~ 700 км) составит всего 15−20 минут.

    Также при движении с более высокой скоростью чаще возникает необходимость в обгоне (ускорении), что также увеличивает расхода топлива.
Соблюдайте дистанцию и двигайтесь равномерно
Недостаточная дистанция до движущегося впереди ТС заставляет водителя двигаться в режиме разгон-торможение. Такая агрессивная езда значительно увеличивает расход топлива.

Старайтесь прогнозировать дорожную ситуацию, максимально используйте инерцию, вовремя отпускайте педаль подачи топлива, избегайте ненужных торможений и ускорений, так как при разгоне максимально расходуется топливо.
Эффективно используйте моторный тормоз
  • Отпустите педаль подачи топлива, включите первую ступень моторного тормоза.
  • Если замедления недостаточно, включите вторую ступень, потом третью (если есть).
  • При недостатке эффективности понижайте передачи, повышайте обороты двигателя.
Максимальная эффективность работы моторного тормоза достигается при оборотах ДВС 1500—2000 об/мин (жёлтая зона на тахометре).

Не используйте моторный тормоз на скользком покрытии: весь тормозной момент передаётся на ведущую ось, и возникает опасность срыва её в занос.
Двигайтесь на подъеме на одной передаче
Двигаясь на подъем, сокращайте до минимума число переключений передач, стремитесь преодолевать подъём на одной. При переключении передач происходит прерывание потока мощности к ведущим колёсам, и ТС теряет скорость.

1000−1500 — это оптимальные обороты ДВС, при которых достигается максимальный эффект крутящего момента. Поэтому, двигаясь в подъем после спуска, подберите передачу так, чтобы при её включении обороты были 1500. Тогда в запасе окажется 500 оборотов, что увеличивает шансы выйти в подъем с наименьшим количеством переключений.

В конце подъёма заранее уменьшайте подачу топлива и, преодолев вершину, разгоняйтесь на ровной дороге.